Зробити домашньою|Додати в обране
 

Сайт храму Різдва
Пресвятої Богородиці
Херсонської єпархії УПЦ

 

По благословенню
митрополіта Херсонського
і Таврійського Іоанна

 

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Автор: Иоан від 26-01-2012, 14:29

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

 сокращенно извлеченная из священных книг

Об авторе

Базаров Иоанн Иоаннович – духовник Ее Величества Королевы Вюртембергской; родился 21 июня 1819 года в Туле, где отец его был протоиереем, учился в Тульской семинарии и Петербургской духовной академии, которую окончил в 1843 году. В 1844 году был рукоположен в священники русской церкви во Франкфурте-на-Майне и вместе с тем откомандирован в Висбаден состоять духовником при скоро затем скончавшейся (1844) великой княгине Елизавете Михайловне. В 1845 году Святейший Синод возвел отца Иоанна в магистры богословия. В 1851 году состоялся перевод его в Штутгарт, согласно желанию великой княгини Ольги Николаевны (тогда еще наследной принцессы Вюртембергской) иметь его своим духовником. С тех пор отец Иоанн, возведенный в 1853 году в протоиереи, бессменно стоял во главе русской придворной церкви в Штутгарте. Но ему неоднократно случалось отправлять богослужение и в других германских городах, например Киссингене, Фридрихсгафене, когда в них пребывала царская семья.

Живя за границей, отец Иоанн многочисленными своими трудами немало содействовал распространению в среде западного духовенства точных сведений о Русской Церкви. Скончался в 1895 году.

 

Из Ветхого Завета

1. О творении

Сначала ничего не было, кроме Бога. Он восхотел сотворить мир, и мир явился из ничего, по слову Его. Бог мог бы все сотворить в одно мгновение, но Ему угодно было, чтобы небо и земля явились во всем своем великолепии не вдруг, но постепенно. Шесть дней употребил Господь Бог на творение, и вот в каком порядке происходило это творение.

Сначала Бог сотворил небо и землю. Но это было не то небо, которое мы ныне видим, и не та земля, на которой мы теперь живем. То была неустроенная смесь всего, и над этою смесью лежала тьма. Тогда Бог сказал: «Да будет свет!» И стал свет. Бог отделил свет от тьмы, и после первого вечера настало первое утро; и это был первый день мира. Вторым творением Божиим была твердь небесная, которая ныне окружает нашу землю. Бог разделил воду, которая над твердью, от воды под твердью; самую же твердь назвал Он небом. И опять после вечера настало утро – день второй. Затем Бог отделил на самой земле воду от суши и повелел из земли вырасти траве, растениям и плодовитым деревьям. Это было в третий день. В четвертый день сотворил Бог светила небесные, которые должны были служить нам к определению времени, дней и годов, а именно: светило великое, сияющее днем, и светило малое, светящее ночью, то есть солнце и луну, а также и звезды. В пятый день Бог сотворил рыб и все движущееся в воде, а равно всякого рода птиц, летающих по воздуху и живущих на земле, и благословил их, сказав: «Плодитесь и умножайтесь». В шестой день сотворил Бог зверей земных, каждого по роду своему. Наконец, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и всею землею». И сотворил Бог человека по образу Своему, взяв персть от земли и вдунув в нее дыхание жизни. Потом, во время глубокого сна Адама, Господь вынул у него одно ребро и сотворил из него жену человеку. Благословляя Адама и Еву, Господь сказал им: «Плодитесь и размножайтесь; наполняйте землю и обладайте ею». И взглянул Господь на все, что Он сотворил, и все то было весьма хорошо. Настал день седьмой. Этот день назначался для радости и покоя, ибо Сам Господь благословил день седьмой и освятил его, потому что Он почил в этот день от всех дел Своих, которые Он творил.

2. Грехопадение

Для жилища человека Бог насадил рай сладости или сад на земле и ввел туда Адама, приказав ему возделывать и хранить оный. В раю было много деревьев всякого рода, на которые было весело смотреть, а тем приятнее есть плоды с них. Но особенно были замечательны два дерева, стоявшие посреди этого сада Божия: то были дерево жизни и дерево познания добра и зла. Вкушая от плодов первого, человек мог жить и никогда не бояться смерти. А о втором дереве Господь Бог сказал Адаму: «Ты можешь есть плоды от всех дерев в раю, только от дерева познания добра и зла не должен есть плодов: ибо в тот день, в который вкусите от него, смертью умрете». Но враг рода человеческого, диавол, нашел средство ввести в грех человека; для сего он избрал в орудие мудрейшее из всех животных на земле – змея. Вошед в него, он обратился к жене с такими хитрыми словами: «Что Бог сказал: вы не должны есть ни от какого дерева в раю?» Ева отвечала: «Мы едим плоды с деревьев райских, но о плодах дерева, что посреди рая, сказал нам Бог: не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть вам!» Тогда змей сказал: «Нет, вы не умрете! Но Бог знает, что с того дня, как вы вкусите от плодов этого дерева, вам откроются глаза и вы сами будете как боги, вы будете знать, что добро и что зло». Жена взглянула на дерево и соблазнилась. «Как хороши должны быть плоды этого дерева, – думала она про себя, – когда от них можно сделаться такими разумными!» И вот она сняла плод с запрещенного дерева и съела; потом дала мужу своему, и тот съел. Тогда открылись у них глаза – и первое, что они уразумели, было то, что были наги. Ими овладело невольное чувство стыда, которого они прежде не знали, и они, связав несколько смоковных листьев, опоясались ими. День склонялся уже к вечеру. И вот слышат они глас Господа Бога, Который шел в саду. От страха и стыда Адам спрятался с женою своею от Лица Божия за деревом среди рая.

Господь же Бог позвал Адама и сказал: «Адам, где ты?» Адам отвечал: «Я слышал глас Твой в раю и убоялся, потому что я наг; и оттого скрылся». Бог же сказал ему: «Кто бы сказал тебе, что ты наг, если бы ты не ел с того дерева, о котором одном Я заповедал тебе, чтобы ты не вкушал плодов от него?» Тогда Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, подала мне плод с того дерева, и я ел». Тогда сказал Бог жене: «Зачем ты это сделала?» Жена отвечала: «Змей прельстил меня, и я ела». Тогда говорит Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это, будь проклят между зверями! На чреве твоем будешь ползать и есть землю во всю жизнь свою! И вражду положу между тобою и женою, между семенем твоим и ее семенем. Тот сотрет тебе главу, а ты уязвишь Его в пяту». Жене же сказал: «Многие скорби пошлю на тебя: в болезнях будешь ты рождать детей твоих, воля твоя подчинена будет мужу, и он будет господствовать над тобою». И Адаму сказал: «Поелику ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе и говорил: ты не должен есть от него, – да будет проклята земля тебя ради, в печали будешь ты питаться от нее во всю жизнь свою! Терние и репейник произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой взят: ибо ты – земля и в землю отойдешь!» И изгнал его Господь из рая сладости; и приставил херувима, который пламенным мечом возбранял ему путь к дереву жизни.

3. Братоубийство

Первого из сыновей Адамовых звали Каином, а второго Авелем. Каин обрабатывал землю, а Авель был пастухом. Однажды оба они приносили жертву Господу: Каин от плодов земли, Авель же от первородных своего стада. Но Господу Богу угодно было принять жертву Авелеву, а Каинову отвергнуть, потому что Авель приносил свою жертву с верою, сердце же Каина было нечисто, и в нем гнездилась зависть. Тогда Каин почувствовал досаду, и лицо его изменилось от злобы. Но Господь сказал Каину: «Что ты досадуешь? И зачем исказилось лицо твое? Смотри, грех уже у дверей! Но не давай ему воли над собою, и ты с ним совладаешь!» Каин же, затаив злобу в сердце, вывел брата своего Авеля в поле и там убил его.

Тогда Бог говорит Каину: «Где брат твой Авель?» Каин отвечал: «Я не знаю! Разве я сторож брату моему?» Бог же сказал ему: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Будь же проклят ты от земли, которая отверзла уста свои, чтобы принять от рук твоих кровь брата твоего. Сколько ни будешь ты обрабатывать землю, она не даст тебе плода. Ты будешь изгнанником и пришельцем на земле». На это Каин говорит Господу: «Слишком велик грех мой перед Тобою, и не может он быть прощен. Первый, кто встретится со мною, умертвит меня». Но Господь сказал: «Нет!» – и положил знамение на Каина, чтобы никто не убил его.

Тогда Каин удалился от Лица Божия с женою своею. Вскоре у него родился сын Енох. И когда Каин построил город, то назвал его, по имени этого сына, Енохом. Между тем, когда Адаму было двести тридцать лет, Бог утешил его в потере Авеля рождением другого сына, которого Адам назвал Сифом. После сего Адам жил еще семьсот лет и имел у себя много сыновей и дочерей. Наконец он скончался, прожив на земле 930 лет.

4. Потоп

Потомство Адамово быстро размножилось на земле. К этому особенно способствовало долголетие первых людей. Некоторые из них жили до девятисот лет и более; самую долговременную жизнь имел на земле Мафусаил, который умер 969-ти лет. Но по мере размножения рода человеческого увеличилось и зло на земле. Нечестивое потомство Каиново скоро заразило доброе племя Сифово, и люди стали помышлять только о зле, забывая Бога, сотворившего их. Тогда Бог сказал: «Не пребудет более Дух Мой с родом сим, ибо они сделались плотскими. Дам им еще сроку сто двадцать лет и потом истреблю на земле людей, которых Я сотворил».

Один Ной обрел благодать у Господа, потому что он был муж благочестивый и вел жизнь благоугодную. Посему Бог сказал Ною: «Сделай себе ковчег 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту и устрой в нем отделения: ибо Я наведу потоп на земле, ты же войдешь в ковчег с твоими сыновьями, и с женою твоею, и с женами сыновей твоих, и возьми с собою в ковчег всякого рода зверей по паре, дабы семя их не погибло на всей земле; возьми с собою и всякой пищи, чтобы тебе и им иметь пропитание».

Ною было шестьсот лет, когда он вошел в ковчег и когда воды потопа устремились на землю. Тогда отворились все ключи подземные и источники небесные разверзлись; полился дождь на землю, который шел сорок дней и сорок ночей. Вода подняла ковчег, и он стал носиться по волнам; вода же все умножалась, так что наконец покрыла собою все горы поднебесные. Тогда все живущее на земле погибло; остались только Ной и бывшие с ним в ковчеге.

Прошло полтораста дней с тех пор, как Ной вошел в ковчег, а воды потопа все еще прибывали. Наконец все покрылось водою, которая поднялась на 15 локтей выше самых высоких гор на земле. Тогда Бог умилосердился над оставшимися в живых тварями Своими: навел ветер на землю – и потоп остановился. Вода начала сбывать, и ковчег остановился на вершине гор Араратских. Прошло еще два месяца, и начали показываться из-под воды вершины гор. Через сорок дней после сего Ной открыл окно вверху ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, осушилась ли земля от воды. Но ворон полетел и не возвратился. Тогда он выпустил голубку, которая, полетав и не нашед сухого места на земле, воротилась назад в ковчег. Спустя семь дней он снова выпустил голубку. На этот раз она возвратилась, неся во рту масличную ветвь со свежими листками. Еще прошло семь дней, и Ной снова выпустил голубку из ковчега, но она уже не возвратилась. В первый день первого месяца Ной раскрыл крышку своего ковчега и увидел, что земля осушилась от воды. Впрочем, нужно было еще подождать до 27-го дня второго месяца, пока земля высохла до такой степени, что можно было выйти совсем из ковчега. Наконец по гласу Божию Ной с семейством своим оставил ковчег и вывел из него всех животных. Первым делом его было теперь принести Господу благодарственную жертву. И угодна была Господу жертва Ноева, ибо Господь Бог сказал: «Впредь не буду более проклинать земли человека ради, потому что сердце человеческое от юности стремится ко злу. Впредь, пока земля стоит, не прекратятся на ней посевы и жатва, холод и жар, лето и зима, дни и ночи». Бог благословил Ноя и поставил с ним завет, а в знамение завета Своего положил в облаках прекрасную седмицветную радугу и сказал: «Вот знамение завета, который Я положил между Мною и всякою душою, живущею на земле!»

И начал Ной снова возделывать землю и насадил виноград. Раз, напившись вина, он охмелел и лежал дома пьяным. Увидев то, сын его Хам привел братьев своих, чтобы посмеяться над отцом. Но те, взяв одежду, покрыли его и не хотели даже смотреть на срамоту отца своего. Проснувшись и узнав, что сделал над ним Хам, Ной проклял его, а двоих других сыновей благословил, сказав, что потомство Хамово будет в рабстве у потомков Сима и Иафета.

5. Столпотворение вавилонское

Ной жил после потопа еще 350 лет, всего же жития его на земле было 950 лет. Он был последний, достигший столь глубокой старости. Сын его Сим прожил уже 600 лет, а внук его Арфаксад достиг только 465 лет; сын же Арфаксадов Каинан – только 460 лет. Потом правнук Ноя, Евер, жил 504 года. Но с сих пор силы человеческие начали оскудевать, и притом так быстро, что из последовавших затем людей никто уже не достигал четырехсотлетнего возраста. Нахор, дед Авраамов, жил только 208 лет, а Фарра, отец Авраамов, 245 лет.

Впрочем, при такой все еще чрезвычайно долгой жизни людей род человеческий быстро размножался. Начали являться сильные люди, которые стали покорять других под свою власть. Один из таковых был Немврод, внук Хамов и правнук Ноев, который основал свое владычество в Вавилоне.

В то время все люди говорили одним языком и теснились на одной полосе земли, не охотно удаляясь друг от друга. Но Богу угодно было рассеять род человеческий по всему лицу земли. Это случилось именно в то время, как люди замышляли навсегда оградить себя от опасности рассеяния по всем странам света, и с этою целью в долине Сеннаарской, при реке Евфрате, начали строить огромную башню, которая своею вершиною касалась бы неба. Желание прославить имя свое таким памятником еще более подстрекало их к сей работе. Но Бог разрушил их безумное предприятие, смешав языки их. Не понимая друг друга, они принуждены были перестать строить город и башню. Таким образом, Господь рассеял их оттоле по всем странам земли.

6. История Иова

В Библии находится особая Книга Иова, рассказывающая историю этого многострадального мужа. Иов жил в Аравии, около времен Авраама. Он был известен как своим богатством, так и особою благотворительностью. За его благочестие Бог благословил Иова и счастием семейным. У него было семь сыновей и три дочери, и все они жили в братской любви и согласии. Но это счастие и эта добродетель Иова возбудили против него зависть врага рода человеческого. Раз, явившись перед Господом, диавол стал клеветать на Иова, будто он оттого только так почитает Бога, что имеет столько благодеяний от Него. «А сделай опыт, – говорил этот клеветник Богу, – отними у него все, и Ты увидишь, что он отречется от Тебя!» Господь, желая прославить праведника Своего, позволил диаволу сделать это зло. И вот в один день, когда все дети Иова пировали у старшего брата, а сам он оставался дома, вдруг прибегают к Иову один вестник за другим, из которых первый доносит, что разбойники напали на стада волов и ослов его и, перебив слуг, угнали весь скот; другой говорит, что весь мелкий скот его с пастухами пожжен огнем, падшим с неба; третий извещает, что халдеи угнали всех его верблюдов и перебили приставников; наконец, четвертый прибегает с известием, что вихрем обрушило дом, в котором пировали дети Иова, и все они погибли под развалинами. Выслушав все эти страшные вести, Иов пал на землю перед Господом и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери, наг и отыду! Господь дал, Господь и взял назад! Буди имя Господне благословенно!»

Не успев такими искушениями поколебать веры благочестивого Иова, сатана снова клевещет на него перед Богом, говоря, что человеку не трудно переносить потери, пока он сам цел и здоров. «А вот коснись только тела его, – говорил он, – и увидишь, что он отречется от Тебя!» Господь попустил диавола испытать и этим злом твердость Иова. Вдруг самая сильная проказа покрыла все тело Иова. Все оставили его; нашлись только три друга, которые пришли посетить его, но и те ужаснулись, увидев, как он, сидя на гноище, оскабливал черепком струпья свои. Сама жена его, потеряв терпение, стала досаждать ему упреками за его веру и благочестие, которые не спасали его от такой беды. Но Иов отвечал ей на это: «Ты говоришь как безумная. Если мы получили счастие от рук Божиих, то не должны ли переносить и несчастие?» Таким образом, и при этом испытании Иов не согрешил перед Богом ни одним словом ропота на Него. За то Господь и вознаградил его вдвое за все его потери. Возвратив ему здравие, Бог возвратил ему и богатство. У него родились снова семь сыновей и три дочери, и он прожил еще 140 лет в счастии и благочестии.

7. Призвание Авраама

Аврам родился недолго спустя после смерти Ноя, в десятом колене от Сима. В то время люди разделились уже на многие народы и между ними распространилось идолопоклонство. Посему Господь сказал Авраму: «Выйди из отечества твоего, и от рода твоего, и от дома отца твоего, и иди в страну, которую Я покажу тебе. Я произведу из тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословен. Я благословлю и тех, которые тебя благословят, и прокляну клянущих тебя! И благословятся о тебе все племена земные». Повинуясь воле Божией, Аврам вышел из страны своей, имея от роду семьдесят пять лет; с ним вышел и Лот, племянник его.

Но вот, когда они пришли в землю Ханаанскую, между пастухами Аврамовыми и пастухами Лотовыми начались распри из-за пажитей, потому что и у того, и у другого было чрезвычайно много скота и им становилось тесно на одном месте. Тогда Аврам сказал Лоту: «Да не будет распри между мною и тобою, между пастухами твоими и моими, ибо мы братья. Не вся ли земля открыта для тебя? Расстанемся же мы с тобою! Хочешь ты пойти налево, тогда я пойду направо; или пойди направо; а я налево». Тогда Лот избрал для себя прекрасную долину, в которой лежали Содом и Гоморра; Аврам же остался жить в земле Ханаанской.

8. Вера Авраама

Раз Авраму было откровение от Бога в видении ночью, и он слышал голос, который говорил ему: «Не бойся, Аврам, Я твой защитник, и великая тебе будет награда от Меня». Аврам же отвечал: «Владыко Господи! Что Ты еще дашь мне, когда я бездетен и мой слуга будет наследником после меня?» Но глас Божий уверял его, что не останется он без наследника и, вызвав его под открытое небо, говорил: «Посмотри на небо и сочти эти звезды! Можешь ли ты сосчитать их? Таково будет семя твое!» Тогда Аврам поверил Богу, и за то оправдал его Господь. Но прошло много времени, а обещание Господне не исполнялось. Авраму уже было 99 лет, а Сарре 89, и все еще детей у них не было. Тогда Господь снова явился Авраму и сказал: «Я твой Бог, благоугождай Мне и будь непорочен. Я поставлю с тобою завет Мой и умножу тебя в народ великий. Посему не называйся более Аврамом, да будет тебе имя Авраам, ибо Я определил сделать тебя отцом многих народов». И знамением Своего завета положил Бог обрезание.

Еще раз явился Господь Аврааму у дуба Мамврийского. Был полдень, и Авраам сидел у дверей палатки своей. Подняв глаза, он увидел в некотором расстоянии от себя трех мужей. Вставши со своего места, поспешил он к ним навстречу и, поклонившись до земли, сказал: «Господи! Если я обрел благодать перед Тобою, не минуй раба Твоего. Позвольте принести воды и омыть ноги ваши, а между тем вы отдохнете под этим деревом». Потом он вошел в палатку к Сарре и сказал ей: «Скорей замеси и напеки пресных хлебов»; сам же побежал к стаду своему, выбрал там лучшего теленка и велел поскорее приготовить его, принес молока и масла и предложил гостям своим, а они стали есть. Тогда говорит Господь к Аврааму: «На следующий год Я приду опять к тебе, около этого времени, и тогда Сарра родит тебе сына». Это услышала Сарра, стоявшая у дверей палатки, и рассмеялась. Господь же сказал: «Для чего Сарра смеется? Разве есть что-нибудь невозможное для Бога?» Сарра не хотела было признаться, говоря: «Я не смеялась»; но Он сказал ей: «Нет, ты смеялась!» И таким образом Сарра пристыжена была за свое неверие.

Затем гости Авраамовы встали и пошли к Содому; Авраам же провожал их. При этом Господь сказал: «Скрою ли Я от Авраама, что хочу сотворить? Ибо знаю, что он заповедует чадам своим и всему дому своему по себе сохранять пути Господни и творить суд и правду». Тогда открыл Господь Аврааму, что Он хочет посетить содомлян наказанием за грехи их. Услышав это, Авраам стал просить за них: «Неужели же не найдется между ними и пятидесяти праведников? Ты же, Господи, не сделаешь сего и не погубишь праведного с нечестивым». На это Господь сказал ему: «Если бы Я нашел там пятьдесят праведников, то оставил бы все место ради сих пятидесяти». Но Авраам опять спросил: «А если сорок пять? Неужели погубишь целый город ради сих пяти недостающих?» И, ободренный милостивым ответом Господа, продолжал далее: «Но, может быть, найдется их там сорок?» – «Но если тридцать?» – «Если двадцать?» – «Если даже десять?» И Господь сказал: «Не погублю их и ради десяти!» Засим Господь удалился, а Авраам возвратился на свое место.